БУХГАЛТЕР

Главная » 2011 » Июнь » 25 » Расходы двойного назначения
10:36
Расходы двойного назначения
С ними налогоплательщики познакомились давно. И если не иронизировать по поводу их названия, то важно помнить, что это действительно проблемные расходы. Они учитываются при определении объекта налогообложения, как правило, в случае выполнения одного или нескольких дополнительных условий. Авторы Налогового кодекса о таких расходах, конечно же, не забыли, прояснив одни проблемные моменты и окончательно запутав другие.
Расходы двойного назначения
 Спецодежда и СИЗ
 В соответствии с п. 140.1.1 ст. 140 НКУ, при определении объекта налогообложения учитываются расходы налогоплательщика на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменной) одеждой, моющими и обезвреживающими средствами, средствами индивидуальной защиты (СИЗ), которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания по перечню, устанавливаемому КМУ, который для банковских учреждений дополняется перечнем, утвержденным НБУ. Аналогичная норма была и в пп. 5.4.1 ст. 5 Закона о прибыли. Отличие состоит в том, что нынешнее положение содержит несколько новых позиций (они выделены полужирным курсивом). К сожалению, норма, сформулированная в НКУ, оставляет место для двоякого ее толкования. После прочтения предложения напрашивается, на первый взгляд, вполне очевидный вывод: условием отнесения к расходам стоимости специальной одежды, обуви, специальной (форменной) одежды, моющих и обезвреживающих средств и СИЗ является их необходимость для выполнения профессиональных обязанностей, а для продуктов специального питания – их включение в некий перечень, утверждаемый КМУ или НБУ. Следует сказать, что мы не разделяем данную точку зрения.
   
   Прежде всего, заметим: ранее сотрудники налоговой службы неоднократно высказывали мнение, о том, что норма об установлении Кабмином обязательного перечня распространяется также на спецодежду и СИЗ. При этом они ссылались на Перечень № 9941. Не так давно в этот документ были внесены изменения, после чего из названия исчезло слово «валовые». А в преамбуле самого постановления КМУ прямо определено, что затраты на осуществление указанных в перечне мероприятия и приобретение средств по охране труда включаются в расходы юридического лица (физического лица – предпринимателя, который в соответствии с законодательством используют наемный труд) с учетом пп. 140.1.1 ст. 140 НКУ.
   
   
(1 Перечень мероприятий и средств по охране труда, затраты на осуществление и приобретение которых включаются в расходы,
   утвержденный постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 994, с изменениями и дополнениями от 30.03.2011 г. № 321.)

   
   Пункт 5 Перечня № 994, регулирующий включение спецодежды и СИЗ в состав расходов, остался прежним. Согласно его положениям, работники обеспечиваются специальной одеждой, обувью и СИЗ в соответствии с установленными нормами (включая моющие средства и средства, нейтрализующие опасное действие на организм или кожу вредных веществ, в связи с выполнением работ, которые не исключают возможность загрязнения этими веществами).
   
   Отметим, что в состав расходов включается предоставление работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, специального питания, молока или равноценных пищевых продуктов, а также газированной соленой воды (п. 6 Перечня № 994).
   
   Отдельно стоит сказать об изменившейся редакции п. 4 Перечня № 994 (регулирует расходы, связанные со ст. 138 НКУ). В число прочих общепроизводственных расходов включаются расходы на охрану труда, технику безопасности, понесенные в соответствии с законодательством. В Перечне № 994 уточнено, что к расходам на охрану труда относятся расходы на обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и других работников в процессе трудовой деятельности, на организацию лекций, семинаров и консультаций по указанным вопросам. Ранее включение в валовые расходы расходов на проведение целевого обучения охране труда работников, организации соответствующих семинаров и конкурсов было возможно лишь при условии, что они не будут превышать 2 % налогооблагаемой прибыли налогоплательщика за предыдущий отчетный год. Теперь же какие-либо процентные ограничения, препятствующие отнесению данной категории расходов к общепроизводственным, отсутствуют.
   
   Кроме того, следует помнить, что выдача спецодежды и СИЗ является требованием норм действующего законодательства. Так, согласно ст. 8 Закона Украины «Об охране труда» в редакции от 21.11.2002 г. № 229-IV:
   
   – на работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам выдаются безвозмездно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ, а также моющие и обезвреживающие средства;
   
   – работодатель обязан за свой счет обеспечить приобретение, комплектование, выдачу и содержание СИЗ в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда и коллективным договором;
   
   – согласно коллективному договору, работодатель может дополнительно, сверх установленных норм, выдавать работнику определенные СИЗ, если фактические условия труда этого работника требуют их применения;
   
   – в случае преждевременного износа СИЗ не по вине работника работодатель обязан заменить их за свой счет. В случае приобретения работником спецодежды, других СИЗ, моющих и обезвреживающих средств за свои средства работодатель обязан компенсировать все расходы на условиях, предусмотренных коллективным договором.
   
   Как следует из ст. 8 названного Закона, работодатель обязан выдавать СИЗ строго по установленным нормам (хотя, кто устанавливает данные нормы, в этой статье не сказано), а сверх норм СИЗ могут выдаваться дополнительно, если это установлено коллективным договором.
   
   Обратим внимание: в самом НКУ, и особенно в различных профильных законах и нормативных актах, достаточно часто заключение коллективного договора упоминается как одно из обязательных условий осуществления предприятием тех или иных расходов. Это делает привлекательным заключение такого договора в тех компаниях, где ранее к нему не прибегали. Остановимся на этом более подробно. Вопросам заключения коллективных договоров посвящена глава 2 КЗоТа. Кроме того, существует и специальный Закон Украины от 01.07.93 р. № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях», в котором более подробно изложены отдельные положения КЗоТа. Напомним, что коллективный договор может заключаться на предприятиях, независимо от форм их собственности и способа хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют права юридического лица. Как видим, заключение трудового договора работников с физическим лицом – предпринимателем не предусмотрено. В числе прочих данный договор регулирует и вопросы охраны труда. Положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятия. Такие договоры подлежат уведомительной регистрации местными органами государственной исполнительной власти. Постановлением КМУ от 05.04.94 р. № 225 утверждено Положение о порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров. По окончании срока действия коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий, если иное не предусмотрено в самом договоре. Отметим также, что на должностных лиц, по вине которых нарушено или не выполнено обязательство, предусмотренное коллективным договором, может быть наложен штраф до 100 нмдг2 (1700 грн.).
   
   
(2 Не облагаемый налогом минимум доходов граждан).

   
   Какими же нормами следует руководствоваться на предприятии при выдаче спецодежды и СИЗ? Таких норм существует несколько десятков, утверждаются они, как правило, отдельно для каждой отрасли. Кроме того, приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 16.04.2009 г. № 62 утверждены Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам общих профессий разных отраслей промышленности. Они применяются независимо от вида экономической деятельности предприятия.
   
   Еще один важный документ, который может осветить некоторые вопросы, связанные со спецодеждой, – Положение № 533. Действие данного документа распространяется (п. 1.1) на предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и видов их деятельности и устанавливает порядок обеспечения СИЗ тех работников, которые обязательно должны их использовать во время работы. СИЗ выдаются по нормами бесплатной выдачи. Причем в этих нормах для работодателя установлен обязательный минимум бесплатной выдачи СИЗ с определением их защитных свойств и сроков использования. Такие СИЗ являются собственностью предприятия и подлежат возврату.
   
   
(3 Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами
   индивидуальной защиты, утвержденное приказом Госкомпромнадзора от 24.03.2008 г. № 53.)

   
   И наконец, еще один немаловажный момент. В соответствии с п. 3.1 Положения № 53, СИЗ должны иметь положительное заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, сертификат соответствия (свидетельство), а также соответствовать Техническому регламенту, утвержденному постановлением КМУ от 27.08.2008 г. № 761. Невыполнение указанных требований, по мнению автора, чревато тем, что проверяющие поставят под сомнение правомерность отнесения приобретенных вами средств к СИЗ, а это может повлечь за собой непризнание расходов на их приобретение в налоговом учете.
   
   
Расходы на научно-техническую деятельность

   
   Согласно пп. 140.1.2 ст. 140 НКУ, при определении налогооблагаемой прибыли учитываются расходы (кроме подлежащих амортизации), связанные с научно-техническим обеспечением хозяйственной деятельности, на изобретательство и рационализацию хозяйственных процессов, проведение опытно-экспериментальных и конструкторских работ, изготовление и исследование моделей и образцов, связанных с основной деятельностью налогоплательщика, а также расходы по начислению роялти и приобретению нематериальных активов (кроме подлежащих амортизации) для их использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика. Каких-либо процентных ограничений для данной категории расходов НКУ не устанавливает. Ограничения касаются в основном роялти. Так, в состав расходов не включается начисление роялти в отчетном периоде в пользу:
   
   1) нерезидента (кроме начислений, осуществляемых субъектами хозяйствования в сфере телевидения и радиовещания и начислений за предоставление права на пользование авторским, смежным правом на кинематографические фильмы иностранного производства, музыкальные и литературные произведения) в объеме, превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному, а также в случаях выполнения любого из следующих условий:
   
   – лицо, в пользу которого начисляются роялти, – нерезидент, имеющий офшорный статус4;
   
   – лицо, в пользу которого начисляется плата за такие услуги, не является фактическим получателем (владельцем) роялти;
   
   – роялти выплачиваются по объектам, права интеллектуальной собственности по которым впервые возникли у резидента Украины;
   
   – лицо, в пользу которого начисляются роялти, не подлежит налогообложению в отношении роялти в государстве, резидентом которого оно является;
   
   2) юридического лица, освобожденного от уплаты налога или уплачивающего данный налог по иной ставке;
   
   3) лица, уплачивающего налог в составе других налогов, кроме физических лиц, облагаемых налогом в порядке, установленном разделом IV НКУ (то есть уплачивающих НДФЛ в общем порядке).
   
   
(4 Перечень офшорных зон утвержден постановлением КМУ от 23.02.2011 г. № 143-р.)

   
   
Расходы на профессиональное обучение

   
   Пункт 140.1.3 ст. 140 НКУ позволяет учитывать при определении объекта налогообложения следующие расходы, связанные с обучением работников:
   
   – на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников рабочих профессий5, а также в случае, если законодательством предусмотрена обязательность периодической переподготовки или повышения квалификации;
   
   – на учебу или профессиональную подготовку, переподготовку либо повышение квалификации в отечественных или зарубежных учебных заведениях, если наличие сертификата об образовании в таких заведениях является обязательным для выполнения определенных условий ведения хозяйственной деятельности6;
   
   – на организацию учебно-производственной практики по профилю основной деятельности налогоплательщика.
   
   
(5 Какие специальности можно считать рабочими, указано в разделах 6–9 Классификатора профессий ДК 003:2010,
   утвержденного приказом Госпотребстандарта Украины от 28.07.2010 г. № 327.
   
   6 В том числе, но не исключительно высших и профессионально-технических учебных заведениях физических лиц (независимо
   от того, состоят ли такие лица в трудовых отношениях с налогоплательщиком), которые заключили с ним письменный договор
   (контракт) о взятых ими обязательствах отработать у налогоплательщика по окончании учебы не менее трех лет.)

   
   Отметим, что приведенные нормы от аналогичных, предусмотренных пп. 5.4.2 ст. 5 Закона о прибыли, отличает ряд моментов.
   
   Во-первых, в НКУ указаны расходы на профподготовку и повышение квалификации работников рабочих специальностей (ранее данный пункт касался всех, кто состоял в трудовых отношениях с предприятием);
   
   В-вторых, обучение (а также переподготовка и профподготовка) проходит не только в отечественных, но и в зарубежных учебных заведениях;
   
   В-третьих, кроме того, обучение должно осуществляться в том учебном заведении, наличие сертификата об образовании в котором обязательно для выполнения определенных условий ведения хозяйственной деятельности. При этом не совсем понятно, каких именно учебных заведений они касаются (только зарубежных или всех). В случае если данное условие обязательно и для отечественных ВУЗов, обучение сотрудников станет проблемным, ведь по многим специальностям непременное наличие высшего специального образования законодательно не установлено.
   
   В НКУ прямо прописан порядок налогообложения сумм, израсходованных на обучение, в случае расторжения договора. Напомним, что в такой ситуации налогоплательщик обязан увеличить доход в сумме фактически осуществленных им расходов на обучение, включенных в состав его расходов. В результате такого увеличения дохода начисляются дополнительное налоговое обязательство и пеня в размере 120 % учетной ставки НБУ, действовавшей на день возникновения налогового обязательства, за каждый день недоплаты, заканчивая днем увеличения дохода. Сумма возмещенных налогоплательщику убытков по такому договору не является объектом налогообложения в части, не превышающей сумму уплаченных дополнительного налогового обязательства и пени.
   
   
Расходы на гарантийный ремонт

   
   Расходы на гарантийный ремонт и замену товаров предусмотрены пп. 140.1.4 ст. 140 НКУ. Здесь также, по сравнению с Законом о прибыли, появилось немало изменений. При определении объекта налогообложения учитываются любые расходы на гарантийный ремонт или гарантийные замены товаров, проданных налогоплательщиком, стоимость которых не компенсируется за счет покупателя, в размере, отвечающем уровню гарантийных замен, обнародованных налогоплательщиком.
   
   При этом обнародование уровня гарантийных замен означает распространенное в рекламе, технической документации, договоре или ином документе обязательство продавца, касающееся условий и сроков гарантийного обслуживания.
   
   Основное отличие от старого порядка (пп. 5.4.3 ст. 5 Закона о прибыли) – отсутствие ограничения суммы расходов, ранее она не должна была превышать 10 % от совокупной стоимости товаров, которые были проданы и по которым не истек срок гарантийного обслуживания.
   
   По отношению к данной категории расходов в НКУ предусмотрены следующие ограничения:
   
   – при осуществлении гарантийных замен товаров налогоплательщик обязан вести учет покупателей, получивших такую замену или услуги по ремонту, в порядке, установленном ГНС;
   
   – замена товара без обратного получения бракованного товара или без надлежащего ведения учета не дает права на увеличение расходов продавца;
   
   – порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийных замен, а также перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, определяются КМУ7.
   
   
(7 Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых
   товаров утвержден постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506 (с изменениями от 02.02.2011 г. № 103).)

   
   Напомним, что Порядок учета покупателей, которые получили гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию) утвержден приказом ГНАУ от 28.02.2011 г. № 112. В соответствии с данным документом, учет операций по гарантийным заменам товаров или гарантийному ремонту (обслуживанию) необходимо вести в количественном и стоимостном выражении по таким видам устранения недостатков товаров:
   
   – бесплатное устранение недостатков товара;
   
   – возмещение расходов на устранение недостатков товара;
   
   – пропорциональное уменьшение цены;
   
   – замена товара таким же или аналогичным, из числа имеющихся у продавца (производителя);
   
   – расторжение договора и возврат уплаченной за товар денежной суммы.
   
   
Расходы на рекламу

   
   Данная категория расходов, обозначенная в пп. 140.1.5 ст. 140 НКУ (ранее в пп. 5.4.4 ст. 5 Закона о прибыли), описана наиболее лаконично. Согласно этому пункту, определяя объект налогообложения, нужно учитывать расходы налогоплательщика на проведение рекламы.
   
   Отметим, что из НКУ исключена норма, в соответствии с которой расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг в рекламных целях, включались в расходы в размере не более 2 % от налогооблагаемой прибыли налогоплательщика за предыдущий отчетный год. Теперь они не включаются в расходы (пп. 139.1.1 ст. 139 НКУ), за исключением предприятий, у которых это основная деятельность и расходы которых можно отнести к рекламной деятельности (пп. 140.1.5 НКУ)
   
   
Расходы на страхование

   
   Обратимся к пп. 140.1.6 НКУ, именно в нем речь идет о названных расходах (ранее пп. 5.4.6 ст. 5 Закона о прибыли). При определении объекта налогообложения учитываются любые расходы по страхованию:
   
   – рисков гибели урожая;
   
   – транспортировки продукции налогоплательщика;
   
   – гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, находящихся в составе основных средств налогоплательщика;
   
   – любые расходы по страхованию рисков, связанных с производством национальных фильмов (в размере не более 10 % стоимости их производства);
   
   – экологического и ядерного вреда;
   
   – имущества налогоплательщика;
   
   – объекта финансового лизинга;
   
   – финансовых, кредитных и прочих рисков налогоплательщика.
   
   Данные расходы учитываются в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующей на момент заключения такого страхового договора.
   
   Не учитываются расходы на страхование жизни, здоровья или прочих рисков, связанных с деятельностью физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с налогоплательщиком, обязательность которого не предусмотрена законодательством, а также любых расходов по страхованию сторонних физических или юридических лиц.
   
   Если условия страхования предусматривают выплату страхового возмещения, то застрахованные убытки, понесенные в связи с ведением хозяйственной деятельности, включаются в расходы в налоговом периоде, в котором они понесены, а любые суммы страхового возмещения – в доходы в периоде их получения.
   
   В отличие от Закона о прибыли, из НКУ исключена норма, согласно которой в состав валовых расходов включались расходы по страхованию в размере, не превышающем 5 % валовых расходов (10 % – для субъектов кинематографии, которые выпускают национальные фильмы) за отчетный налоговый период, нарастающим итогом с начала года.
   
   
Расходы на командировку

   
   Гарантии и компенсации в случае служебных командировок предусмотрены в ст. 121 КЗоТ. Работники, направляемые в служебную командировку, имеют право на возмещение расходов и получение других компенсаций. Им выплачиваются:
   
   – суточные за время нахождения в командировке;
   
   – стоимость проезда до места назначения и обратно;
   
   – расходы на наем жилого помещения в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством.
   
   За командированными работниками в течение всего времени командировки сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
   
   Все расходы, связанные с командировкой, гарантированные КЗоТ, предусмотрены и в пп. 140.1.7 НКУ. Это фактические расходы на:
   
   – проезд, в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов, как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте);
   
   – оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирку, чистку, ремонт и глажку одежды, обуви или белья), на наем других жилых помещений;
   
   – оплату телефонных разговоров;
   
   – оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование;
   
   – прочие документально оформленные расходы, связанные с командировкой, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.
   
   НКУ предусматривает следующие подтверждающие документы, удостоверяющие стоимость таких расходов:
   
   – транспортные билеты или транспортные счета (багажные квитанции), в том числе электронные билеты при наличии посадочного талона и документа об оплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов;
   
   – счета, полученные из гостиниц (мотелей) или от других лиц, оказывающих услуги по размещению и проживанию физического лица, в том числе бронированию мест в местах проживания;
   
   – страховые полисы и т. п.
   
   Отметим, что Кабмин больше не устанавливает норму суточных (по сравнению с Законом о прибыли). Теперь их размер прямо прописан в НКУ. Согласно его положениям, к составу командировочных расходов относятся также расходы, не подтвержденные документально:
   
   – не более 0,2 размера минимальной заработной платы, действовавшего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, в расчете на сутки (188 грн. 20 коп. в 2011 г.) – для командировок по Украине;
   
   – не более 0,75 размера минимальной заработной платы (705 грн. 75 коп.) – для командировок за границу.
   
   Это максимальный размер (минимум не установлен), и он значительно превышает действовавший до 01.04.2011 г. – 30 грн. (без питания) в случае командировки по Украине, 50 дол. США (без питания) за границу. Стоит заметить, что в НКУ упоминается странная величина – минимальная заработная плата, действующая для трудоспособного лица. Как известно, для данной категории лиц отдельно устанавливается только прожиточный минимум.
   
   Кабмин устанавливает (постановление от 02.02.2011 г. № 73) предельные нормы суточных для командировки членов экипажей или суммы, направляемые на их питание вместо суточных, если суда:
   
   – осуществляют коммерческую, промышленную, научно-поисковую или рыболовецкую деятельность за пределами Украины;
   
   – выполняют международные рейсы для осуществления навигационной деятельности или перевозки пассажиров либо грузов за плату за пределами Украины;
   
   – используются для проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ за пределами Украины.
   
   Кроме того, постановлением КМУ от 02.02.2011 г. № 98 утверждены Суммы и состав командировочных расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств.
   
   Сумма суточных определяется в случае командировки:
   
   – в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд), – согласно приказу о командировке и соответствующими первичными документами;
   
   – в страны, въезд граждан Украины на территорию которых осуществляется при наличии визы (разрешения на въезд), – согласно приказу о командировке и отметкам уполномоченного должностного лица Государственной пограничной службы Украины в заграничном паспорте.
   
   Как видим, из НКУ исчезло упоминание о командировочном удостоверении, которое теперь не является документом, подтверждающим факт командировки.
   
   Отметим также, что при отсутствии подтверждающих документов, приказа или отметок в паспорте сумма суточных не включается в состав расходов. В то же время необходимо заметить, что, согласно Закону Украины «О пограничном контроле» от 05.11.2009 г. № 1710-VI, отметка о пересечении государственной границы в паспортных документах граждан не проставляется, только по их личной просьбе об этом. А значит, командированным за рубеж нужно будет приложить определенные усилия, чтобы добыть такую отметку.
   
   Важно, что любые расходы, осуществленные в ходе командировки, могут быть включены в состав расходов налогоплательщика при наличии документов, подтверждающих их связь с деятельностью налогоплательщика, в частности (но не исключительно) таких:
   
   – приглашений принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью налогоплательщика;
   
   – заключенного договора или контракта;
   
   – других документов, устанавливающих или удостоверяющих желание установить гражданско-правовые отношения;
   
   – документов, подтверждающих участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, проводимых по тематике, совпадающей с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.
   
   Обращаем внимание на следующее: не разрешается включать в состав расходов на питание стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, а также суммы чаевых (за исключением случаев, когда они включаются в счета по законам страны пребывания) и плату за зрелищные мероприятия.
   
   Расходы на служебные командировки могут относиться к разным расходам. В частности, расходы:
   
   – аппарата управления предприятием входят в административные расходы (пп. 138.10.2 ст. 138 ПКУ);
   
   – персонала цехов, участков и т. д. – в состав общепроизводственных расходов (пп. 138.10.1 ст. 138 ПКУ);
   
   – работников, занятых сбытом, – в расходы на сбыт (пп. 138.10.3 ст. 138 ПКУ).
   
   Еще одним новым моментом НКУ является то, что Минфин больше не регулирует служебные командировки. Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу утвержденная приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59 (далее – Инструкция № 59), теперь обязательна только для органов государственной власти и предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств. В то же время некоторые сотрудники Минфина уже высказывают мысль, что данная Инструкция может применяться при направлении в командировку работников предприятий всех форм собственности. Так или иначе, а каждому предприятию стоит разработать внутреннее положение о командировках. В нем и следует установить основные нормы, которые ранее регулировала данная инструкция.
   
   Сотрудник, получивший средства на командировку, обязан в установленный НКУ срок отчитаться об израсходованных средствах, а также вернуть предприятию оставшиеся. Форма Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, и порядок его составления утверждены приказом ГНАУ от 23.12.2010 г. № 996. Отчет представляется в окончания 5-го банковского дня, следующего за днем, в котором налогоплательщик возвращается из командировки. Напомним, что раньше такой отчет надо было подавать до окончания 3-го рабочего дня, следующего за днем, в котором подотчетное лицо заканчивало командировку или исполнение гражданско-правового договора (пп. 9.10.2 ст. 9 Закона об НДФЛ).
   
   Следует также помнить о следующем:
   
   – в случае если во время служебных командировок сотрудник получил наличность с использованием платежных карточек, он представляет отчет и возвращает сумму излишне израсходованных средств до окончания 3-го банковского дня после завершения командировки;
   
   – если же во время служебных командировок сотрудник применил платежные карты для проведения расчетов в безналичной форме, срок представления им отчета об использовании выданных на командировку средств не должен превышать 10-ти банковских дней (20-ти дней при наличии уважительных причин).
   
   Сумма излишне израсходованных и не возвращенных в установленный срок средств, подлежит обложению НДФЛ за счет любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц (п. 167.1 ст. 167 ПКУ).
   
   Регистрация командированных осуществляется в Журнале регистрации командировок. В Инструкции № 59 предусмотрено, что в течение трех дней после утверждения отчета о командировке предприятие должно возвратить сотруднику израсходованные командировочные средства (сверх полученного аванса). К сожалению, срок утверждения отчета не установлен. День прибытия и день выбытия считаются в соответствии с внутренними документами предприятия.
   
   
Прочие расходы

   
   В заключение отметим, что в рамках данной статьи мы описали не все расходы, а только те, налоговый учет которых, на наш взгляд, был изменен наиболее существенно по сравнению с нормами Закона о прибыли. Кроме того, в настоящее время некоторые расходы не являются расходами двойного назначения, но были таковыми в Законе о прибыли. Это:
   
   – расходы на приобретение литературы для информационного обеспечения хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе по вопросам законодательства, и подписку специализированных периодических изданий, а также на проведение аудита согласно действующему законодательству, включая проведение добровольного аудита по решению налогоплательщика (пп. 5.4.2 ст. 5 Закона о прибыли). Теперь расходы на информационное обеспечение относятся к прочим операционным расходам (пп. 138.10.4 ст. 138 НКУ), а информационные, консультационные, аудиторские услуги к административным расходам налогоплательщика (пп. 138.10.4 ст. 138 НКУ);
   
   – расходы налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (пп. 5.4.5 ст. 5 Закона о прибыли), которые, согласно НКУ, относятся к прочим расходам обычной деятельности (пп. 138.10.6 ст. 138 НКУ);
   
   – расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами для ведения хозяйственной деятельности (пп. 5.4.7 ст. 5 Закона о прибыли), которые также относятся к прочим расходам обычной деятельности.

Александр Даниленко
Главный редактор журнала
   «Справочник экономиста»
Просмотров: 1852 | Добавил: Roksolana | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 18.05.2024, 16:42
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 44